Как Делать Красивые Фотографии. Фотошкола. Часть 1

Мне часто задают те или иные вопросы про фотосъёмку. В результате у меня создалось впечатление, что в голове многих начинающих (и не только начинающих) фотографов некий сумбур 🙂 Поэтому я решил начать новую тему — Как Делать Красивые Фотографии. С тем, чтобы максимально просто, ясно и доходчиво попытаться объяснить, как же это делается. Вне зависимости от того, снимаете ли вы навороченной зеркалкой, мыльницей или смартфоном. Вы не поверите, но от фотоаппарата зависит не так много, как кажется большинству людей 🙂 Я видел потрясающие (с художественной точки зрения — выставочного качества) кадры, снятые недорогой мыльницей и абсолютно бездарные, но идеально резкие «фотки», сделанные аппаратами по цене нового автомобиля.
Сразу хочу заметить, что моя цель — рассказывать простыми словами, поэтому собственно теории почти не будет, более того, я намеренно буду допускать упрощения и даже некоторые неточности и ошибки (с точки зрения физической теории), ради доступности изложения. А в конце очередной части буду давать несколько простых, но важных советов.

Сначала поговорим о том, чем же, собственно, отличается простенькая любительская фотка от хорошей фотографии. И, вообще, какую фотографию можно назвать хорошей.

Представьте себе такую ситуацию — в счастливый, радостный момент жизни вы услышали какую-нибудь мелодию, песню. Совсем необязательно, чтобы это был шедевр, мелодия может быть самой простой и банальной. Но вот совпала она со счастливым моментом — и надолго запомнилась. Пройдёт много времени, но, заслышав только фрагмент этой музыки, вы уже будете улыбаться, вспоминая те счастливые мгновения. Эта мелодия стала у вас неким ключиком, открывающим дверь в царство приятных воспоминаний. А у другого человека эта же мелодия не вызовет никаких особенных эмоций, он будет её воспринимать, собственно, только как музыку. Потому что ключику этому нечего открывать в его голове. У него совсем другие яркие воспоминания ждут своего часа за совсем другими дверями и замками.
Именно такая ситуация с большинством любительских фотографий — они не самодостаточны, а всего лишь являются ключом в мир собственных приятных воспоминаний и ассоциаций. И именно поэтому так скучно бывает просматривать у друзей сотни снимков, от которых они в восторге, а зрителей клонит в сон. Ведь авторы в момент такого просмотра заново переживают радостные моменты своей жизни, а зрители видят всего лишь сброшенную шкурку от чужих воспоминаний.

Хорошая фотография обязательно должна быть самодостаточной. В ней должно быть что-то такое, чтобы даже у людей, которые не были там, в тот момент, вызывало бы разные эмоции. Это может быть интерес, улыбка, восхищение красотой… Но это должно Быть в фотографии, а не только подразумеваться.
Рассматривая очередной свой снимок, всегда задавайтесь вопросом: -А кому это надо, кому Это может быть интересно?
Научиться хорошо снимать очень просто, для этого всего лишь необходимо уметь взглянуть на снимок глазами Будущего Зрителя. Это умение не приходит сразу, надо упорно тренироваться и тогда однажды вы обнаружите, как всё вдруг стало ясно и просто 🙂 А тренироваться можно так — показывайте свои фотографии друзьям при личной встрече и внимательно наблюдайте за их реакцией на отдельные кадры. Если вдруг какой-то кадр будет воспринят особенно ярко, подумайте — а почему именно этот кадр? Конечно же, я не имею в виду громкие возгласы типа «а вот и Я на фотке, прикольно». Речь идёт о фотографиях, которые понравились людям, которых на этом снимке нет. Покажите эту же съёмку другим знакомым — будет ли тот самый кадр столь же интересен им? Или они обратят внимание на что-то другое? Вспомните, какие кадры, сделанные другими фотографами, были интересны вам. Попытайтесь понять, почему именно они. Я прекрасно понимаю, что такой анализ далеко не все смогут легко организовать. Но, если вы действительно хотите, чтобы ваши снимки были интересны окружающим, без него не обойтись.

Ещё один характерный недостаток любительских фоток. В них слишком много лишнего! Где-нибудь внизу кадра один-два человека, а полкадра — белое, совершенно невыразительное небо. Какая-нибудь тёмная комната, зал и только по центру — маленькое, засвеченное прямой вспышкой, лицо. Посмотрите на только что сделанную фотографию и задайте себе вопрос: -Что имено я хотел(а) показать?
Если основной сюжет кадра занимает меньше половины от общей площади снимка — тут же переделайте его, сделав крупнее. В процессе обучения это можно делать и на компьютере, кадрируя снимок и обрезая тем самым всё лишнее. Но постепенно надо учиться уже в момент съёмки не включать в кадр ненужные элементы. Пошли вы в лес за грибам и набрали половину корзины грибов, а вторую половину забросали всяким мусором — шишки, ветки, иголки. И зачем тащить домой весь этот мусор?

Вы когда-нибудь обращали внимание, что на любтельских фотографиях люди смотрятся не совсем естественно? Если какое-то действие, к примеру, танцы, то позы какие-то ненатуральные, нет той графической красоты, которая присуща хорошим фотографиям. Если портреты — то лица какие-то напряжённые с далеко не самым лучшим выражением. А всё потому, что обычный любитель снимает «здесь и сразу», а хороший фотограф ищет и ждёт удачного момента. Ловля удачного момента — одна из основных составляющих хорошей фотографии! Существует очень простой способ увидеть и научиться ловить момент. Снимите короткий видеосюжет (30-60 сек) оживлённо разговаривающих людей. Ну или какой-нибудь ещё сюжет, где есть ярко выраженные эмоции. А теперь просмотрите его на компьютере в сильно замедленном режиме. А лучше вообще покадрово. Если увидите красивый момент — вернитесь к нему и сохраните скриншот. В итоге вы получите 2-3 хорошие фотографии, конечно, они будут очень маленького разрешения, но для обучения этого вполне хватит. Главное, чтобы вы сами увидели, насколько удачный момент отличается от неудачного.

На любительских фотографиях сюжетно важная часть снимка часто бывает обрезана. Это может быть человек, снятый во весь рост, но вот краешек ног в кадр не попал. Может быть дерево или красивое здание, снятое так, что совсем не видно кусочка земли, на котором стоит. Это может быть крупноплановый портрет, но самый верх головы обрезан. А как часто случается, что что-то важное обрезано, зато лишнего, ненужного — вагон и маленькая тележка! На хороших фотографиях такого никогда не будет! Проверяя свой кадр после съёмки, обратите внимание, не обрезали ли вы что-то важное.

Наберите в любом поисковике «правило золотого сечения» или почитайте любой учебник по рисованию (в живописи этому уделяется гораздо больше внимания), раздел Композиция. Поверьте, что в подавляющем большинстве случаев (хотя исключения, конечно, тоже бывают) кадр, построенный с учётом правила двух третей, смотрится значительно лучше. Конечно, сразу при съёмке у вас это вряд ли получится. Но обязательно старайтесь при обработке фотографии так её откадрировать, чтобы в итоге Правило Золотого Сечения соблюдалось.

Если вы на самом деле хотите научиться хорошо фотографировать, есть одно Обязательное условие.
Сразу же после съёмки проверяйте на экране аппарата КАЖДЫЙ кадр. Причём не только общий вид, но и увеличивая его, чтобы заметить возможную нерезкость. Любая съёмочная ошибка сразу будет заметна при просмотре и вы её сможете тут же исправить и больше не повторять. Можно поменять композицию, ракурс, параметры съёмки. Никогда не нажимайте кнопку просто так — что получится, то получится, потом посмотрим 🙁 Если, конечно, вы действительно хотите УЧИТЬСЯ.
И ещё — любой плохой кадр надо удалять НЕМЕДЛЕННО! Не тащите весь мусор в компьютер, чтобы потом копаться в этой куче. Научитесь быть самокритичным. На мой взгляд, лучше удалить один нормальный кадр, чем оставить парочку откровенно плохих.

Перед Каждой съёмкой проверяйте чистоту объектива. Небольшое загрязнение на огромной передней линзе зеркалки скорее всего, вообще не будет заметно на итоговом снимке, а вот такое же загрязнение на миниатюрном объективе смартфона испортит кадр очень сильно, да и фокусироваться камера будет медленнее. Для обладателей зеркалок — всегда надевайте бленду! Даже когда не ожидается боковой засветки. С установленной блендой случайно испачкать переднюю линзу гораздо сложнее.

В следующей части я расскажу:
-Чем же всё-таки для обычного человека отличается съёмка мыльницей от съёмки зеркалкой и всегда ли необходимо покупать большой и дорогой аппарат.
-Про выбор карт памяти
-О самых необходимых настройках для разных аппаратов.
-О простых правилах портретной съёмки.

Другие выпуски Фотошколы:
Как Делать Хорошие Фотографии. Фотошкола.

На главную страницу сайта